Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Применение авторского прозрачного мольберта-трансформера (автор Скорб Н.В.) с целью развития творческих способностей и социализации детей с ТМНР.

Дата: 3 мая 2021 в 14:09, Обновлено 6 мая 2021 в 13:56
<iframe width="725" height="408" src="https://www.youtube.com/embed/0q-W79uYrx4" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>

Форма проведения: практикум.

Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТМНР. Применение авторского прозрачного мольберта-трансформера (автор Скорб Н.В.) с целью развития творческих способностей и социализации детей с ТМНР.

Участники: родители, воспитатели, психолог.

Материалы и оборудованиепрозрачный мольберт-трансформер, фломастеры, краски, ватные палочки, песок, фигурки настольного театра.

Ход заседания клуба:

-Здравствуйте, уважаемые родители, тема сегодняшнего заседания родительского клуба: Применение авторского прозрачного мольберта – трансформера (автор Скорб Н.В.) с целью развития творческих способностей и социализации детей с ТМНР. 

-На современном этапе развития общества отмечена положительная динамика уровня внимания к проблемам детей с тяжелыми множественными нарушениями речи (далее-ТМНР): успешно развиваются медицинские и образовательные учреждения, оказывается необходимая  поддержка.  Тем не менее, такие направления развития ребенка с ТМНР, как его взаимоотношение с социумом, ощущение «самого себя» в обществе, творческое самовыражение уходят на второй план.

Инклюзивное образование - непрерывный процесс развития образования, подразумевающий доступность образования (самосовершенствования, саморазвития) и признающий, что все дети - индивидуумы с различными образовательными потребностями.

Однако, в Беларуси инклюзивная образовательная практика достаточно ограниченна, во многом экспериментальна и неустойчива. Это обусловлено тем, что система инклюзивного образования находится на стадии формирования.

На современном этапе нашей деятельности поиск эффективных форм социализации и развития творчества наших воспитанников с возможностью применения в небольшом образовательном пространстве различных направлений арт-терапии привел к организации в нашем учреждении дошкольного образования студии инклюзивного творчества "STEKLO".

Студия инклюзивного творчества "STEKLO" дает возможность детям с ТМНР, обучающимся в нашем учреждении,  погрузиться в мир общения со сверстниками и само выразиться в разнообразных направлениях.

Главная «изюминка» деятельности студии - использование авторского прозрачного мольберта-трансформера (автор Скорб Н.В.) с целью развития творческих способностей и социализации детей с ТМНР в процессе взаимодействия со сверстниками в формате «равный обучает равного».

Так, каждый желающий воспитанник нашей группы
может стать как «учителем», так и «учеником» в нашей студии. В процессе сотворчества и общения между детьми стираются все границы речевых особенностей, и появляется чувство равенства и единения.

Итак, студия открыта и дает возможность проведения индивидуальных занятий педагогу-психологу, учителю-дефектологу и индивидуальной работы воспитателям дошкольного образования с учетом тематического планирования образовательного процесса в группе.

Учитывая сложность адаптации детей в незнакомом помещении и скорость привыкания к новыми людям, работа студии строится в два этапа:

1 этап адаптации в студии – взаимодействие в системе «взрослый-ребенок»;

2 этап парного (коллективного) взаимодействия в системе «ребенок-ребенок» при косвенном руководстве взрослого.

Возможность перехода с одного этапа на другой зависит от индивидуальных особенностей, настроения, желания каждого участника студии и носит вариативно -динамический характер. Практика показывает, что часто данные этапы сменяют друг друга, как в прямом, так и в обратном порядке.

Разнообразие направлений, времени и формата проведения встреч дает возможность участия в деятельности детей с различным уровнем образовательных потребностей, а варианты трансформирования мольберта позволяют   в небольшом помещении студии использовать разнообразные техники арт-терапии по выбору и желанию детей (рисование на стекле, песочная терапия, театральная и игровая деятельность).

Хочется более подробно остановиться на некоторых из направлений деятельности нашей студии "STEKLO".

  1. РИСОВАНИЕ НА ПРОЗРАЧНОМ МОЛЬБЕРТЕ КРАСКАМИ.

Занятия рисования на стекле - отличный способ творческого самовыражения человека любого возраста и любых возможностей. Прежде всего - это развитие коммуникативных навыков и возможность творческого развития.

Прозрачный мольберт-трансформер из оргстекла в деревянной раме с возможностью динамичной смены положения окна для творчества, дает возможность не только социализации и коллективного взаимодействия детей с ТМНР со сверстниками в формате «равный обучает равного», но и создания копий творческих рисунков участников студии, используемых в дальнейшем для организации благотворительных аукционов, выставок, форумов и др.

В отличие от рисования на бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления, тактильные ощущения и чувство сопричастности к творчеству с возможностью сверстникам обмениваться эмоциями от процесса и результата деятельности, стать одновременно обучающим и обучаемым.

Детям нравится рисовать на стекле большого размера, так как пространство активности значительно расширилось. Появилась возможность преобразовывать изображение (стирать, дорисовывать, исправлять). Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Краска не впитывается, и сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, ребенок имеет право на ошибки и исправления, нет болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым. Чувствуя себя раскрепощенным, ребенок начинает творить, фантазировать, экспериментировать абсолютно свободно.

Итак, рассмотрим более подробно возможные виды деятельности участников студии на каждом этапе.

1.Этап адаптации в студии:

На данном этапе дети знакомятся с помещением студии и правилами поведения в ней, инструментарием для творчества, привыкают к присутствию взрослого и учатся выбирать желаемый вид деятельности:

    1. индивидуальное перерисовывание с образца (обвести, раскрасить выбранный рисунок);
    2. индивидуальное дорисовывание выбранной картины (внесение дополнительных персонажей, объектов окружающего мира и т.д.);
    3. рисование «с натуры» (объект окружающего мира);

 ​​​4.рисование музыки, настроения, желаний и т.д.

  1. Этап парного взаимодействия:
    1. рисование «с натуры» - портрет сверстника, педагога;
    2. рисование в парах в формате «повтори за мной», «догони»;
    2.3. рисование в парах в форматах «рисуем по очереди», «я начну, а ты продолжи», «рисуем вместе»;

2.4. творческое тематическое рисование;

2.5. сотворчество по замыслу;

2.6. цветовые опыты с красками.

На каждом этапе есть возможность создания копий творческих рисунков участников студии на бумажном носителе, использования нетрадиционных техник рисования при работе на мольберте как в вертикальном (рисование подтеками, трафаретная печать, пальцевая живопись, использование разнообразных штампов и др.), так и в горизонтальном положении плоскости (кляксография, монотипия, техника раздувания, теневое рисование и др.).

Мы моделировали разнообразные игровые ситуации, направленные на развитие творческих способностей детей, воображения, умения рассказать о своем рисунке. Например, воспитатель рисует на мольберте веточку с гусеницей и предлагает детям нарисовать для гусеницы друзей. Для рисования дети могут использовать самый разнообразный материал: кисти и гуашь, маркеры на водной основе, печатки, ватные палочки, штампы из поролона, могут рисовать пальчиками и ладошкой. Перед рисованием дети обсуждают, каких друзей для гусеницы можно будет нарисовать, придумывают свой образ, выбирают изобразительные средства и способ рисования, наиболее подходящий для передачи образа, договариваются, кто, где будет рисовать. Начинается творческий процесс, по окончанию которого становится ясно, что  что дети придумали для гусеницы много разных друзей: гусениц, божьих коровок, жуков, бабочек. Педагог побуждает детей к дальнейшему творчеству вопросом: «Что еще можно нарисовать? (Солнце, траву, цветы…), а затем предлагает придумать рассказ по картине. Таким образом, в творческом процессе дети по – новому познают окружающий мир, развивается речь и речевое творчество, интеллект и        общение.

  1. РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СТЕКЛЕ

Возможности использования, разработанного мольберта-трансформера, не ограничиваются изо-терапией. В практике работы студии применимы и элементы песочной терапии - техника рисование песком на стекле. 

Рисование песком способствует развитию познавательных процессов, совершенствованию мелкой моторики и координации движений, развитию воображения и творческих способностей.

Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка корректирует эмоциональные и поведенческие нарушения невротического характера.

Использование музыкального сопровождения в процессе создания композиций стабилизирует эмоциональное состояние, позволяет детям расслабится и всецело погрузиться в творческий процесс. Вместе с тем у детей появляется возможность «изобразить музыку», сделать видимыми рожденные в воображении образы и чувства. То, что какие-то понятия, взаимоотношения, явления (добро, дружба, любовь, ветер, звук и пр.) невидимые глазу, можно сделать зримыми с помощью творческой фантазии и прозрачного мольберта, становится для ребенка одновременно и откровением, и является знакомым ему с детства умением рисовать «волшебное».

Виды творческой деятельности:

  • тематическое рисование;
  • рисование по замыслу;
  • рисунок-сказка, стихотворение, песня;
  • рисование на песке музыки, настроения;
  • парное рисование на песке.
  1. ТЕАТРАЛЬНО - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Еще одним направлением студийного взаимодействия является театрально-игровая деятельность. Мир народного художественного творчества и современной литературы очень близок каждому ребенка с рождения, с момента, когда мама, укачивая, напевала ласково колыбельную, или вечерами читала стихи про бычка, мишку и зайку. Желание обыгрывать литературные произведения, представлять и презентовать себя в образе сказочных персонажей дает нам, взрослым, возможность использовать этот вид деятельности для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в отдельности и навыков взаимодействия в паре, группе.

Виды театрально-игровой деятельности:

  • теневой театр
  • пальчиковый театр
  • театр на дисках
  • кулачковый театр

-Таким образом, многообразие форм взаимодействия участников студии как в системе «ребенок-взрослый», так и в системе «ребенок-ребенок» не ограничивается направлениями работы только в области изобразительного искусства, но и дает возможность раскрытия детей в более широком диапазоне творчества. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции.

 «Живопись на стекле» способствует становлению у детей позиции художника – творца, активизирует творческие проявления детей, стремление создать свой оригинальный образ. «Прозрачный мольберт» является уникальным игровым оборудование предметно – развивающей среды, которое доставляет детям множество положительных эмоций, радость творчества и общения, пробуждает желание отразить в своем рисунке красоту и гармонию мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения.

                             Рефлексия «Мне сегодня…».

Завершите фразу «Мне сегодня…», понравилось ли вам наше занятие, оправдались ли ваши ожидания?

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.